Российский Сайт Литейщиков













Модификаторы для чугуна и стали Союз-литьё. Украина Литейное производство


Наш опрос:
Нравится ли Вам дизайн Российского сайта литейщиков?






Карта сайта
Техническая информация
Статьи, интервью
Выставки и конференции
Литейный консилиум
Повышение качества литья
Доска объявлений
Каталог предприятий
Статьи, интервью

Статьи, интервью / Интервью: литейщики о литейном производстве / 22/03/2010 Сергей Палкин ОАО «РЖД»

Интервью: литейщики о литейном производстве
22/03/2010 Сергей Палкин ОАО «РЖД»

Сергей Палкин ОАО РЖДБрак без расчёта
«На треснувшей тележке вагон далеко не уедет.»

Сергей Палкин
начальник Центра технического аудита ОАО «РЖД»

     Качество тяжёлого вагонного литья - даже внедрение новых технологий и смена менеджмента предприятий далеко не всегда приводят к кардинальному улучшению ситуации, рассказывает Сергей Палкин.

Сергей Валентинович, какое значение для нормальной работы и эффективного развития железнодорожного транспорта имеет решение проблемы качества литых деталей тележек грузовых вагонов?

– Излом боковых рам тележек грузовых вагонов в организованных поездах – одно  из самых опасных нарушений безопасности движения.  Использование современных средств обнаружения сходов подвижного состава позволяет предотвращать более серьёзные последствия. В основном в ходе таких происшествий повреждается железнодорожный путь и другие составляющие инфраструктуры. Но один из недавних изломов со сходом грузового крытого вагона произошёл на мосту, и только по случайности удалось избежать разрушений больших, чем просто повреждение мостового пути. Причиной таких изломов можно назвать  неудовлетворительное качество литых деталей, изготовленных вагоностроителями и металлургами. Практически во всех случаях изломов обнаружены недопустимые литейные дефекты в самых напряжённых зонах боковых рам тележек грузовых вагонов. Наибольшее количество изломавшихся боковых рам было изготовлено на Уралвагонзаводе, работниками которого в 2004–2007 годах выпущен в обращение опасный брак. Теперь он проявляется спустя два-три года. Поэтому 2006–2009 годы стали самыми рекордными по количеству изломов боковых рам, изготовленных этим заводом. Дело доходило до того, что более 13 тыс. вагонов, изготовленных на Уралвагонзаводе, попросту отставлялись от движения из-за угрозы безопасности движения.

– Как обстоит дело на других вагоностроительных заводах?

– В текущем году большое количество изломов боковых рам произошло по причине неудовлетворительного качества литых деталей чебоксарского производства. На ООО «Промтрактор-Промлит» установлено, пожалуй, самое современное оборудование с использованием вакуумно-плёночной технологии. Коллектив работников и менеджеров этого завода оказался не способным освоить передовые зарубежные технологии.
В 2008 году, в период высочайшего дефицита боковых рам на рынке, завод постоянно лихорадило от неустойчивой работы вакуумных агрегатов. Брак достигал половины от всех изделий. Погоня за выручкой преодолела все хорошие традиции. Ведь ранее завод был примером освоения передовых технологий. Первый звонок прозвучал, когда завод перестал выполнять обязательства перед ОАО «РЖД» по объёмам поставок. А потом выявляется крупная партия контрафактной продукции в Казахстане и другие подобные случаи. Смена руководства стабилизировала ситуацию, но мало что поменяла в области системного подхода к обеспечению качества. Проверками установлены многочисленные нарушения технологии литейного производства.
Литые детали производства Бежецкого сталелитейного завода также не отвечают требованиям ОАО «РЖД» по качеству. Этот завод отличает чрезвычайно низкий уровень технологического развития. По технологии он может считаться  самым отстающим предприятием. Собственники завода уже не один год дают клятвенные обещания реконструировать производство, но уже более трёх лет на складах валяется многомиллионное современное оборудование, которое не осваивается. В то же время завод не способен в полной мере выполнить требования по качеству литых деталей и всякий раз добивается уступок со стороны ОАО «РЖД» по гарантиям качества. Ситуация может дойти до того, что если этот завод не получит инвестиций от собственников, то из-за низкого качества он прекратит своё присутствие на рынке вагонного литья. Его объёмы будут освоены более современными предприятиями, например Алтайвагоном. Это новое производство уже близко к серийному производству по самым современным технологиям с высоким качеством.

– Оказывает  ли ОАО «РЖД» содействие в решении возникающих проблем?

– Изломы боковых рам давно известная проблема, но до сих пор в должной мере она не решена, хотя в последние годы многое сделано в этом направлении. Так, на всех литейных предприятиях полностью пересмотрена технология изготовления литых деталей. Усилены все ключевые параметры технологии – от выплавки стали до исправления литейных дефектов. ОАО «РЖД» в 2006 году установлены новые технические требования к литым деталям, которые вызвали много возмущений со стороны производителей. Но последовательная работа с ними позволила новые требования внедрить, а значит, повысить качество. И если в начале их освоения брак на заводах достигал 30%, то сегодня он не превышает 8%, а дальнейшее совершенствование технологии позволит привести потери от брака к нормируемым в 2–3%. По инициативе ОАО «РЖД» пересмотрены технологические инструкции. По соглашениям с компанией ряд предприятий внедрил новые технологии, освоил новые требования по документированию литейных дефектов, внедрена сплошная паспортизация всех литых деталей с отражением результатов ключевых технологических операций. Введена новая типовая инструкция по проведению неразрушающего контроля качества литых деталей. Тем не менее боковые рамы продолжают ломаться.

– Что же нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?

– Прежде всего нужно пересмотреть нормы безопасности. Изломы наглядно демонстрируют, что показатели норм безопасности не гарантируют надёжности этих важных деталей. Нормы безопасности не учитывают показателей стабильности технологии изготовления. Вот и получается, что при отборе проб на испытания завод обеспечивает соблюдение технологии, а после получения сертификата соответствия может грубо нарушать собственные правила изготовления. В нормах безопасности заложены низкие показатели надёжности, не установлены требования к живучести конструкции, минимальные выборки и высокая периодичность ресертификации не обеспечивают требуемой безопасности. Показатели надёжности литых деталей также требуют своего пересмотра.  Нужен новый национальный стандарт на литые детали тележек грузовых вагонов.
Эффективной мерой является введение правила отзыва сертификата и проведение ресертификации после проведения изготовителями изломавшихся деталей мероприятий по обеспечению безопасности. Чрезвычайно  важная  проблема  – совершенствование средств и методов неразрушающего контроля, которые в автоматическом режиме гарантируют выявление недопустимых дефектов.

Беседовал Всеволод Колупаев

Источник: http://www.gudok.ru/economy/comment.php?ID=343585



Назад | Комментарии (8) | Вперед     Вернуться к содержанию

Россия, 454901, г.Челябинск,
ул. Водрем-40, строение 25

Пишите нам      

Rambler's Top100