Российский Сайт Литейщиков













Модификаторы для чугуна и стали Союз-литьё. Украина Литейное производство


Наш опрос:
Нравится ли Вам дизайн Российского сайта литейщиков?






Карта сайта
Техническая информация
Статьи, интервью
Выставки и конференции
Литейный консилиум
Повышение качества литья
Доска объявлений
Каталог предприятий
Статьи, интервью

Статьи, интервью / Экономика / Сертификация систем менеджмента качества как стимул эффективности промышленных предприятий

Сертификация систем менеджмента качества как стимул эффективности промышленных предприятий

к.т.н. Евсеев В.И. – Президент Некоммерческого партнёрства «Союз литейщиков Санкт-Петербурга»
к.э.н. Иванова Г.Н. – заместитель генерального директора Федерального государственного учреждения «Центр испытаний и сертификации – С.-Петербург» (ФГУ «Тест-С.-Петербург»);

   В настоящее время на мировую экономику оказывают неблагоприятное влияние различные факторы, связанные с экономическим кризисом. Одним из таких факторов можно рассматривать необходимость направления больших финансовых средств на поддержание существующего уровня технической и технологической оснащённости промышленного производства. В большой степени это объясняется тем, что состояние и развитие российской промышленности и, в первую очередь, машиностроения в современных условиях обусловлено упущенными возможностями проведения масштабной модернизации в последние десять лет. 
Резкое снижение количества заказов, низкая культура производства на большинстве предприятий машиностроительного и металлообрабатывающего комплексов требует от руководителей и специалистов реализации новых подходов к организации производства, в целом, и технологических процессов, в частности /1;2/.
Многие компании вынуждены искать стратегии выживания. Одним из наиболее эффективных инструментов борьбы с кризисом специалисты называют внедрение инновационных методов менеджмента, основанных на международных стандартах организации производственных процессов и поддержания их на высоком уровне для обеспечения требуемого качества продукции /3/.
Как показывает опыт передовых российских и зарубежных машиностроительных компаний именно внедрение системы международных стандартов помогает справляться с негативной экономической ситуацией, снизить производственные издержки и обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
   В текущих условиях финансовой нестабильности на первое место выходит завоевание доверия как среди потребителей, так и среди других представителей рынка (компаний – поставщиков, кредитных учреждений, государственных заказчиков, зарубежных партнёров). 
Сегодня надёжной считаются компании, нацеленные не только на экономические выгоды, но и те, которые осуществляют долгосрочное планирование и уделяют особое внимание потребностям всех заинтересованных сторон. Такие компании демонстрируют приверженность качеству выпускаемой продукции, интересам потребителей, охране окружающей среды, безопасности и здравоохранению, социальным и другим аспектам благодаря внедрению соответствующих систем менеджмента /4/.
  Внедрение систем менеджмента преследует достижение следующих основных целей и преимуществ: соответствия требованиям заказчиков, удовлетворения потребностей заинтересованных сторон, управления рисками, сокращения затрат, и в целом - эффективного управления, оперативно реагирующего на меняющиеся экономические условия и рыночную конъюнктуру.
Будучи самой распространённой в мире, модель управления качеством и бизнес-процессами, заложенная в основу международных стандартов ИСО серии 9000, является важнейшей основой политики качества любой компании, стремящейся к достижению упомянутых преимуществ. В этой связи внедрение инновационных методов менеджмента можно смело рассматривать как один из наиболее эффективных инструментов борьбы с кризисом.
   Сегодня уже не достаточно заниматься только качеством продукции, необходимо обеспечивать качество всей деятельности, управлять через качество. Внедрение современных методов менеджмента является основой конкурентоспособности предприятий и продукции, которую они представляют на глобальном рынке. Универсальный характер этих методов позволяет использовать всё прогрессивное, что накоплено в мире, и применять единые подходы в разнообразных сферах деятельности. 
Наиболее часто применяемые сегодня стандарты в сфере менеджмента затрагивают такие аспекты, как качество (Международная система МС ИСО серии 9000), охрана окружающей среды (МС ИСО серии 14000), охрана труда (OHSAS серии 18000) и социальная ответственность (SA 8000).
   Во многих отраслях экономики существуют также стандарты, дополняющие требования МС ИСО серии 9000 и учитывающие специфику того или иного сектора производства: безопасность пищевой продукции (МС ИСО 22000; стандарты на основе принципов HACCP), безопасность медицинских изделий ИСО 13485, качество комплектующих для автомобильной промышленности ИСО/TУ 16949 и другие. 
   Вопрос о внедрении системы менеджмента и сертификации каждая компания решает для себя сама, так как, и первое, и второе осуществляется на добровольных началах. Однако зачастую производители оказываются в такой ситуации, когда у них нет этого выбора. Например, когда наличие сертификата является условием со стороны партнёров для заключения контракта или когда организация хочет получить преимущества на отечественном и зарубежном рынках как участник различных тендеров на получение заказов. 
   Тем не менее, сам факт наличия сертификата не является определяющим, важнее то, что, внедрив систему менеджмента качества, компания получает возможность экспертной оценки своей деятельности – необходимого условия постоянного совершенствования. Повышение доверия со стороны потребителей, поставщиков, партнёров, других заинтересованных сторон и улучшение имиджа компании вследствие получения фактических свидетельств эффективности и качества её деятельности из независимого стороннего источника - это только одна сторона преимуществ сертификации. 
   Не менее значимы внутренние преимущества - возможность взглянуть на свою компанию со стороны, осознать свои слабые стороны и наметить стратегию её развития и 
совершенствования. В условиях кризиса это становится едва ли не главным орудием борьбы против нестабильной экономической обстановки.
   Федеральное государственное учреждение «ТЕСТ-С.-Петербург» - один из авторитетнейших органов по сертификации систем менеджмента в России, который имеет национальную и международную аккредитацию на право проведения таких работ. ФГУ «ТЕСТ-С.-Петербург» осуществляет сертификацию на соответствие: ГОСТ Р ИСО 9001-2008(ISO 9001), ГОСТ Р ИСО 14001-2007(ISO 14001), ГОСТ 12.0.230-2007(OHSAS 18001), ГОСТ Р ИСО 13485-2004(ISO 13485), ГОСТ Р ИСО 22000-2007(ISO 22000), ГОСТ Р 51705.1-2001(HACCP), а также проводит сертификацию интегрированных систем менеджмента. 
   Необходимо отметить, что ФГУ «ТЕСТ-С.-Петербург» предъявляет высочайшие требования не только к оцениваемым предприятиям, но и к себе. В самом органе по сертификации внедрена и успешно функционирует система менеджмента качества, призванная гарантировать высокий профессиональный уровень осуществляемых работ и предоставляемых клиентам услуг. 
   Особое значение сертификация приобретает для компаний, занимающихся международной деятельностью. ФГУ «ТЕСТ-С.-Петербург» является членом сети IQNet,   благодаря чему у отечественных производителей есть возможность более эффективного продвижения своей продукции на международный рынок, так как сертификат, выданныйроссийским членом IQNet, признается во всех странах - партнёрах сети. 
   International Certification Network (IQNet) - это крупнейшая в мире сеть поставщиков услуг по сертификации систем менеджмента, которая была создана в 1990 г. и состоит из 36 партнёров – органов по сертификации с более чем 200 дочерними компаниями по всему миру. Партнерами IQNet выдано свыше 300 тыс. сертификатов в 150 странах. Основные цели IQNet: признание и продвижение сертификатов, выданных партнёрами сети, удовлетворение требований заказчиков посредством предоставления им услуг по оценке и сертификации на международном уровне, в том числе в отношении различных инновационных продуктов. Эксклюзивный знак IQNet известен во всём мире как символ высокого уровня качества менеджмента и компетентности. 
   Как член IQNet ФГУ «ТЕСТ-С.-Петербург» имеет право проводить сертификацию на соответствие требованиям SA 8000, BSCI (инициатива социального соответствия бизнеса), IQNet 9004 и других инновационных продуктов. На стадии разработки находятся такие новые направления как Менеджмент в сфере аллергенов, Безопасность цепей поставок, Менеджмент бизнес-рисков, а соответствующие продукты будут внедрены в ближайшее время.
  Очевидно, что получение сертификатов соответствия международным стандартам даёт российским компаниям возможность повышать свой имидж на внутреннем и внешнем рынках, принимать участие в тендерах, достойно представлять свою продукцию на выставках, заключать выгодные контракты с отечественными и зарубежными заказчиками. Учитывая этот факт ФГУ «ТЕСТ-С.-Петербург» активно участвует в международной деятельности. Так, в 2008 г. членами IQNet было принято решение о проведении очередной ежегодной Генеральной Ассамблеи в России. 
   В рамках Ассамблеи, организованной ФГУ «ТЕСТ-С.-Петербург» в июне этого года, состоялся Международный Форум IQNet, в котором приняли участие руководители и специалисты компаний, представители органов власти и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, аккредитованные международные и российские эксперты в области систем менеджмента. Это масштабное событие впервые проходило в России, в г. С.-Петербурге, и было посвящено вопросам развития инновационных методов управления на основе международных стандартов. Особое внимание в докладах было уделено рассмотрению путей снижения последствий экономического кризиса. 
   Как было сказано ранее, сертификация на соответствие международным стандартам – дело, конечно, добровольное. Однако в большинстве развитых стран отсутствие такого сертификата – скорее исключение. К примеру, в одной только Италии зарегистрировано более 50 тыс. предприятий, регулярно проходящих сертификацию. В Китае заявки на сертификацию поступают многими тысячами. Кстати сказать, одним из факторов, позволившим дешёвой китайской продукции занять огромный сегмент международного рынка всевозможной продукции, явилось наличие у китайских компаний внедрённой эффективной международной системы менеджмента качества. Считается, что это оптимальный способ показать всем своё стремление к совершенству. Остается надеяться, что и российские предприятия будут наращивать активность в этом вопросе. 
   К сожалению, приходится констатировать, что в российской промышленности проблема внедрения эффективных систем менеджмента решается низкими темпами и в малых объёмах. Существуют несколько причин такого положения дел. 
1. Как сказал президент России после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, в стране сложилось существенное технологическое отставание в разработке, производстве и эксплуатации промышленного оборудования и техники практически во всех сферах нашего огромного хозяйственного механизма. Существенную роль в подобном отставании играет отсутствие массового внедрения эффективно работающих систем менеджмента, то сеть управления организацией производства и его качеством.
2. До настоящего времени государственные органы власти, владельцы и руководители многих компаний всех форм собственности и размеров, заказчики и потребители продукции не до конца понимают и воспринимают важность существующей проблемы создания в стране системы управления организацией производственных процессов, внедрения и постоянного поддержания высокого уровня технологической дисциплины на производстве.
3. На внутреннем российском рынке многие заказчики и партнёры по производственному процессу не предъявляют требование о наличии действующей системы менеджмента на производствах компаний – исполнителей заказов. В итоге это приводит к низкому качеству продукции во всех элементах кооперационных производственных связей, а значит, к тому, что конечная продукция не отвечает современным требованиям и становится неконкурентоспособной.
4. Существует порочная практика, основанная на формальном и зачастую недобросовестном подходе к внедрению на производствах систем менеджмента. Подобный подход проявляется в нескольких разновидностях:
- делается первый шаг – готовятся специалисты, которые назначаются ответственными, и на этом процесс управления качеством заканчивается, по принципу: внедрили, отчитались и забыли;
- руководители и ответственные лица забывают, что процесс управления производством и его качеством должен осуществляться во всех звеньях технологического процесса – от разработки документации до поддержания порядка и чистоты на рабочих местах;
- не на всех предприятиях, где внедрена и функционирует система менеджмента, осуществляется планомерная и повседневная работа по поддержанию управления на должном уровне на всём протяжении функционирования всего комплекса технологических процессов;
- сертификаты соответствия и качества просто покупаются, по принципу – лишь бы отстали; такое положение возможно потому, что в стране существуют недобросовестные и малокомпетентные сертификационные центры, которые занимаются неблаговидной деятельностью.
    Особенностью внедрения систем менеджмента является тот факт, что этот важный процесс лежит в сфере ответственности первого лица в структуре управления любой компании. Незнание или неприятие требований директивных технологий управления является причиной провалов и формализма при подготовке к сертификации и внедрении систем менеджмента, а значит и в деле повышения качества выпускаемой продукции до современного уровня.
    По-видимому, необходимо взять на вооружение практику Э. Деминга, поднявшего из руин японскую промышленность и начавшего с обучения высших руководителей основам управленческой деятельности и применения статистических методов контроля и управления производством /5/. 
     Выполнение требований системы менеджмента предполагает проведение на предприятии ряда обязательных процессов, а именно:
- постоянной отчётности и оценивания стоимости низкого качества продукции как прямых убытков от брака, так и от упущенной выгоды;
- проведения постоянных маркетинговых исследований, оперативного и долгосрочного планирования и корректировки бизнес-планов;
- постоянного анализа функционирования системы менеджмента со стороны руководства и ответственных лиц, включающего анализ произошедших и возможных срывов её функционирования, определения степени влияния на качество продукции, безопасность людей и воздействия на окружающую среду.
    Совершенствование системы технического регулирования в целях повышения качества и конкурентоспособности предприятий осуществляется на основе Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ, который был принят Государственной Думой  15 декабря 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2003 года. В течение ряда лет осуществлялась реализация «Программы разработки технических регламентов», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. №1421-р. Например, были приняты актуальные регламенты «О безопасности машин и оборудования», «О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования». По этой Программе к 2010 году планируется принять около 300 технических регламентов. 
    Кроме того, была разработана и утверждена Правительством РФ (распоряжение от 28 февраля 2006 г. № 266 – р) «Концепция развития национальной системы стандартизации» и принята «Программа разработки национальных стандартов». В соответствии с этими документами:
- деятельность по стандартизации должна носить рыночный характер; это подразумевает то, что она подчиняется основным рыночным законам и выходит на рынок со своим товаром – национальным стандартом;
- государство при этом является одним из участников рынка, который может при передаче функций по организации национальной системы стандартизации национальному органу оговорить свои интересы через соответствующее соглашение с ним.
     Правительство Санкт-Петербурга оказывает помощь предприятиям города в деле реализации программы по внедрению систем менеджмента и сертификации. С этой целью выпущено Распоряжение Комитета экономического развития промышленной политики и торговли от 30.04.2008 № 367-р. Этим распоряжением введена в действие специальная программа «Сертификация продукции, работ и услуг», которая направлена на субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства организациям Санкт-Петербурга для возмещения части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам.
В качестве примера, наглядно демонстрирующего ситуацию с внедрением систем менеджмента качества, приведём два аспекта состояния и развития автомобильной промышленности России.
    Первый аспект. Известно, что отечественная автомобильная промышленность переживает тяжёлые времена. Для оказания определяющего влияния на состояние и развитие этой важной отрасли промышленности России в Министерстве промышленности и торговли был создан Департамент автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения, который возглавил Алексей Рахманов. В интервью газете «Авто-Ревю» он сказал /6/, что в Росси около ста восьмидесяти органов сертификации и что не все они работают в полном соответствии с нормативной базой. Однако внедрение системы сертификации сыграло определённую позитивную роль в производстве автомобильных комплектующих изделий. 
      Европейские страны в 1958 году приняли Женевскую конвенцию, которая обязывает производителей автомобильной техники производить обязательную сертификацию своей продукции. Этим требованиям ведущие европейские производители автомобилей неукоснительно следуют уже более полувека. Более того, путём введения надёжного щита в виде своих технических регламентов и проведения входного контроля и испытаний комплектующих изделий и агрегатов они сумели защитить своих потребителей от некачественных автомобилей и запасных частей к ним, не прибегая для этого к методам тарифного регулирования (в отличие от России). Заодно Европа защитила своих автопроизводителей от конкуренции со стороны других стран. 
      Россия присоединилась к Женевской конвенции, однако у нас не выстроена целостная и эффективная система обеспечения требований технических регламентов на международном уровне, система входного контроля и испытаний. Такое положение дел – одна из важных причин низкого качества российских автомобилей и запасных частей к ним. 
      В этом плане ситуация усложняется, например, тем что Китай, который не присоединился к Женевской конвенции, поставляет на мировой, в частности на российский, рынок дешёвую продукцию и запасные части, не соответствующие высоким требованиям международных стандартов и технических регламентов. 
     Второй аспект. В последние годы в России, в частности в Санкт-Петербурге, активно развивается сборочное производство ведущих мировых марок легковых автомобилей. Одним из основных условий размещения в России заводов иностранных автоконцернов является требование о не менее чем 40% локализации производства комплектующих на местных российских предприятиях в течение ближайших лет.
     Если говорить о производстве комплектующих, требующих современных сертифицированных литейных технологий и соответствующей системы менеджмента, то большинство отечественных, в том числе санкт-петербургских, литейно-механических предприятий и цехов не соответствуют требованиям зарубежных производителей /7; 8/. 
       Кроме того, в Санкт-Петербурге отсутствует необходимая промышленная испытательная база для автокомпонентов, а испытательные лаборатории аккредитованы по отдельным компонентам, что затрудняет процедуру подтверждения соответствия, растягивает её по времени. Поэтому можно с полным основанием заявить, что целесообразно создать Центр испытаний и подтверждения соответствия автокомпонентов по международным требованиям в интересах кластера производителей автокомпонентов в СПб /9/.
      В проблеме локализации на территории России производства автокомпонентов для зарубежных сборочных заводов существует очень важный, если не решающий, момент. Стать официальным поставщиком автокомпонентов для таких потребителей возможно только, когда российский производитель будет сертифицирован головным разработчиком той или иной марки зарубежного автомобиля. Даже при наличии у российского завода сертификации по национальной и международной системе менеджмента. Поэтому мировые автоконцерны поставляют на сборку большинство компонентов со своих заводов или сами строят в России заводы для производства автокомпонентов.
        В заключение отметим следующее. 
Мировой экономический кризис во всей остроте ставит вопрос о необходимости решительных действий российского государства для преодоления технологического отставания от ведущих мировых держав. Однако он же предоставляет нам возможность сосредоточить усилия руководителей и специалистов всех уровней и направлений на решении проблем перевооружения производства и создать эффективную систему менеджмента. Экономические интересы страны требуют, чтобы эта система была основана на существующих международных стандартах и стала основой организации производства и обеспечения высокого качества продукции для всей промышленности. Иначе Россия не сможет вернуть себе достойное место в ряду мировых производителей конкурентоспособной продукции и обеспечить высокий уровень жизни своего населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев В.И. Некоторые аспекты деятельности промышленных предприятий в кризисный период: проблемы и возможности. «Индустрия», №2, 2009, сс. 43-45.
2. Евсеев В.И., Ищенко А.А. Литейно-механический технопарк – как инструмент модернизации реального сектора экономики. «Индустрия», №3, 2009, сс. 13-15.
3. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. Учебник. В 2-х томах. - СПб.: Наука. - 2007.- 1159 с.
4. Иванова Г.Н. Кризис делу не помеха // Интервью газете «Московский комсомолец в Питере». – 29 июля – 5 августа 2009 г., с.18.
5. Балашов Е.А. Внедрение требований технической спецификации, ISO/TS 16949:2002 – мощное средство повышения качества и конкурентоспособности автомобильной продукции. Сборник докладов и презентаций Московского Международного форума «Автокомпоненты-2008», Конгресс-центр Торгово-Промышленной палаты РФ, 29 февраля 2008 г.
6. Слона лучше есть по частям. Интервью с руководителем Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексеем Рахмановым. Газета «Авто-Ревю», №5, 2009, сс.14-16.
7. Евсеев В.И., Ищенко А.А. Проблемы литейного производства и Автопром. Промышленный вестник, №4, 2009, сс.40-43.
8. Евсеев В.И. Надо лить металл на «свою мельницу». Индустрия, №1, 2009, сс.41-43.
9. Киселевич В.П., Михайловский В.В. Подтверждение соответствия автокомпонентов в условиях «Санкт-Петербургского автопромышленного кластера». Автобизнес, март 2008, сс.52-54.

Опубликовано в журнале «Индустрия» № 4, 2009 г.
 



Назад | Комментарии (0) | Вперед     Вернуться к содержанию

Россия, 454901, г.Челябинск,
ул. Водрем-40, строение 25

Пишите нам      

Rambler's Top100